Методики обучения
Монтессори занятия, что такое ?
Это где все можно и полная свобода?
Именно так чаще всего ставят вопрос родители маленьких детей, вынужденные принимать очень трудное решение по поводу дальнейшего развития своего ребенка.
На какой методике остановиться, как выбрать наилучшее и оптимальное?
Действительно, слово "монтессори", давно ставшее нарицательным для непосвященных, очень часто теперь ассоциируется исключительно с понятием"свобода".
Сколько дискуссий и споров об этом понятии, сколько мнений противоположных и взаимоисключающих, сколько негатива и позитива, - трудно сосчитать.
Может быть, для начала стоит хотя бы разобраться, что такое вообще свобода, и о какой свободе идет речь? Свобода чего, свобода для чего, свобода от чего?
Какая свобода нужна нашему, совсем недавно появившемуся на свет ребенку. Он приходит в эту жизнь, подобно инопланетянину, приземлившемуся на чужую планету…
Итак, дорогие мамы и папы!
Представили себя в другой галактике, без каких бы то ни было предварительных вводных?
Кораблик улетел, а вам надо как-то научиться жить во всем этом.
Представили?
Ну а теперь давайте поговорим о свободе!
Что в такой ситуации больше всего мешает жить?
Чувствовать себя комфортно и уверенно?
Правильно, беспомощность перед неизвестностью.
Так о чем мы спорим, господа?
Надо ли ребенку осваивать окружающее его пространство?
Надо ли ему учиться жить в этом пространстве?
Надо ли ему упорядочить все хаотичные впечатления, которые навалились на него, едва он появился на этот Свет?
Какую свободу получает ребенок в специально подготовленной монтессори-среде?
Свободу в приобретении жизненного опыта.
Свободу от беспомощности перед обычными вещами, окружающими повсюду и везде.
Свободу от опеки взрослых.
Свободу в его природном стремлении к порядку.
Стресс, который привит нам с детства при упоминании одного только слова "уборка", - это результат чего угодно, но только не монтессори-образования.
Для ребенка, находящегося в сенситивном возрасте, наведение порядка - это не просто удовольствие, это сущая необходимость, это его внутренняя потребность, заложенная природой.
Упорядочивая окружающее пространство, он упорядочивает и строит сам себя.
Мария Монтессори сама называла изобретенный подход к воспитанию системой саморазвития личности.
Право, стыдно становиться всякий раз, когда читаешь дебаты по поводу корректности методики.
Все наши проблемы от невежества и от неправильного воспитания.
Так что, будем дальше спорить и дискутировать, или займемся делом?
Важным и срочным?
Ведь дети растут независимо от нашей готовности принять или не принять методику.
Сенситивные периоды проходят.
А дальше что?
Психологи, коррекции, тренинги, восполнение упущенного, ушедшего безвозвратно.
Того времени, когда все могло произойти само собой, как по мановению волшебной палочки.
Стоило только правильно организовать пресловутое "пространство, окружающее ребенка", находящегося в возрасте "наилучших возможностей".
Когда все его существо требует предпосылок для развития.
Так, может быть, мы еще успеем вырастить наших детей и внуковгармоничными людьми.
Пусть хотя бы они успеют получить то, что не дано было получить нам в правильном возрасте.